Преодоление Отрицательных Психических Состояний В Профессиональной Деятельности Юриста

Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста

Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психи­ке, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными си­туациями, различного рода конфликтами, требующими принятия реше­ний правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, из­быточному раздражению, появлению стресса.

Как писал Г. Селье, чаще для нас имеет значение не то, что с нами происходит, а как мы это воспринимаем , т.е. причины появления состо­яний эмоционального напряжения нередко кроются в нас самих и объ­ясняются в первую очередь нашими индивидуально-психологическими особенностями. В этой связи можно воспользоваться еще одним сове­том. Если нас что-то в данный момент сильно задевает и к чему-то очень обязывает, из-за чего мы испытываем сильное беспокойство, тревогу, раздражение, иногда бывает полезно спросить себя: будет ли данное со­бытие по-прежнему волновать нас через несколько дней? А через пять лет? И если мы на эти вопросы ответим отрицательно, тогда, право, не стоит так сильно огорчаться и в настоящий момент.

Тема 2

Состояния, в которых находится юрист, решая профессиональную задачу (тревога, страх, стресс, фрустрация и т.д.), существенно сказываются на его эффективности. Состояния тех лиц, которые взаимодействуют с юристом в процессе его профессиональной деятельности, также могут сыграть как позитивную, так и негативную роль в решении практических задач.

Психические процессы обычно соотносят со способами отражения действительности, при помощи которых обеспечивается связь человека с внешним миром. Психические процессы всегда являются составной частью более сложных видов психической деятельности.

Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста

Кроме того, с учетом своих индивидуально-психологических особенностей следует знать, как наиболее разумно вести себя в стрессогенных ситуациях, каким образом можно самому снимать у себя состояние избыточной тревожности, эмоциональной напряженности, усталости, повышая при этом эффективность своего труда, улучшая самочувствие и настроение. Проще говоря, необходимо научиться оказывать самому себе неотложную психологическую помощь, уметь своевременно пользоваться легкодоступными приемами и средствами снятия психической напряженности. Рекомендации здесь несложны, и каждый при необходимости может ими воспользоваться.

Как писал Г. Селье, чаще для нас имеет значение не то, что с нами происходит, а как мы это воспринимаем’, т.е. причины появления состояний эмоционального напряжения нередко кроются в нас самих и объясняются в первую очередь нашими индивидуально-психологическими особенностями. В этой связи можно воспользоваться еще одним советом. Если нас что-то в данный момент сильно задевает и к чему-то очень обязывает, из-за чего мы испытываем сильное беспокойство, тревогу, раздражение, иногда бывает полезно спросить себя: будет ли данное событие по-прежнему волновать нас через несколько дней? А через пять лет? И если мы на эти вопросы ответим отрицательно, тогда, право, не стоит так сильно огорчаться и в настоящий момент.

Тема 2

Влияние последствий несчастных случаев, аварий, экологических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий. Эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, происшедших по вине работника. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом.

Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессиональную деятельность юристов. Факторы, способствующие возникновению стресса и его переходу в дистресс.

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Темперамент (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- кач-во личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают 4 осн-х типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. К св-вам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психической деятельности в целом; характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; однозначно обусловлены общим типом нервной системы. Пользуясь определенными признаками, можно отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. Основные Компоненты Темперамента: Анализ внутренней структуры темперамента труден, из-за отсутствием у темперамента (в его обычных психол-х хар-ках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению 3 главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, обладает сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений. Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, кот-й обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом. К группе качеств, составляющих 1 компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих 2- двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и спец-го речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, кот-ая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя. 3-им основным компонентом темперамента явл-ся эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с др. составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Импульсивность -быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоциональная лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Осн-е компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера. способностей и др. Типы Темпераментов И Их Психол-кая Хар-ка Под темпераментом — индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п. В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие осн-е св-ва темперамента: Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание. обидное слово, резкий тон — даже звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Учитывая все перечисленные свойства. Характеристики осн-х классических типов темперамента: Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некот-ую склонность к неустойчивости. Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности. Меланхолик Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент И Деятельность Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деят-сти. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Итак, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осущ-ния самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деят-сти как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания. Темперамент И Хар-р Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности. Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. Темперамент не явл-ся чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей хар-ра, темперамент сам преобразуется под влиянием кач-в хар-ра. Развитие хар-ра и темперамента в этом смысле является взаимообусловленны.

Рекомендуем прочесть:  Нужно Ли Менять Права При Инвалидности

Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста

Целью исследования является изучение темы «Преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических, медицинских и психологических специальностей и аспирантов с целью более глубокого изучения наименее систематизированного феномена психологии — психических состояний. В учебном пособии с позиций системного подхода раскрывается понятие психического состояния в актуальных отрезках напряженной профессиональной деятельности: функциональная модель, предмет актуальных отрезков деятельности, динамика и факторы образования психических состояний, феноменология, классификация состояний, методы диагностики, психической регуляции, психогигиены. Учебное пособие написано на материале, полученном в многолетних исследованиях и собранном автором в ходе многолетней работы психологом-консультантом в различных видах напряженной профессиональной деятельности.

Преодоление Отрицательных Психических Состояний В Профессиональной Деятельности Юриста

Постарайтесь внушить себе, что вы не только «жертва» экстремальной ситуации, но и ее участник, посмотрите на себя со стороны. Осознание себя только в качестве «жертвы», пишет Л.А. Китаев-Смык, исследовавший поведение летчиков-испытателей в критических ситуациях, еще более усиливает дистресс со всеми сопутствующими этому последствиями.

Как часто нашим злейшим врагом является недостаточное самоуважение. В этой связи совершенно справедливо рекомендуется обращать внимание в первую очередь на те возможности, которые у нас есть, использовать их, вместо того чтобы придавать значение тем, которых нет3.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать окато по инн ип

Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности

Сотруднику необходимо знать как наиболее разумно вести себя в экстремальных ситуациях, чтобы самому снимать у себя состояние избыточной тревожности, эмоциональной напряженности, усталости, повышая при этом эффективность деятельности, улучшая самочувствие и настроение. Проще говоря, необходимо научиться оказывать самому себе неотложную психологическую помощь, уметь своевременно пользоваться легкодоступными приемами и средствами снятия психической напряженности. Рекомендации здесь несложны, и каждый при необходимости может ими воспользоваться.

Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве психических познавательных процессов: снижается уровень и острота восприятия, искажается оценка расстояния между предметами, их размеров и формы; нарушаются мышление, которое становится более узким по объёму и более ригидным по содержанию, память; воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными; сознание носит суженный характер, в результате чего сотрудники испытывают растерянность, ощущают «оглушённость», не понимают до конца, что происходит. У них учащается дыхание, сердцебиение. Некоторые люди в состоянии сильного страха ощущают тошноту, головокружение, частые позывы к мочеиспусканию, теряют сознание 5 .

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. Какой бы областью правоприменительной деятельности он ни занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса.

Кроме того, с учетом своих индивидуально-психологических особенностей юристу следует знать, как наиболее разумно вести себя в стрессогенных ситуациях, каким образом самому снимать у себя состояние избыточной тревожности, эмоциональной напряженности, усталости, повышая при этом эффективность своего труда, улучшая самочувствие и настроение.

Юридическая психология

Автор учебника В.В. Романов — доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Учебник подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по юридической психологии, содержит рекомендации психологического характера. Материал изложен с учетом нового (на 1 января 1998 г.) законодательства. Прилагаются учебная программа и тематический план по курсу юридической психологии.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 5
Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .
§ 1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии 8
§ 2. Краткий исторический обзор развития юридической психологии 15
§ 3. Методологические проблемы юридической психологии 24
Раздел второй ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Понятие личности в психологической и правовой науке. 34
§ 2. Структура и содержание личности 44
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста 58
§ 2. Краткое введение в область психологической диагностики 61
§ 3. Классификация психологических методов (тестов) исследования личности 64
Глава 4. ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Ощущения и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста .90
§ 2. Память. Учет юристом закономерностей памяти участников процесса ПО
§ 3. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста 119
§ 4. Внимание в профессиональной деятельности юриста 129
Глава 5. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
§ 1. Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях 134
§ 2. Состояния эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессах 138
§ 3. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста 174
Глава 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ ЮРИСТОМ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности 180
§ 2. Характер, его свойства и черты 191
§ 3. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов. 214
Глава 7. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССАХ
§ 1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения 225
§ 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом 231
§ 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы следователем (судом) 241
Раздел третий КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)
§ 1. Общая психологическая характеристика деятельности 248
§ 2. Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины . . 254
Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
§ 1. Понятие, структура личности преступника 264
§ 2. Типология личности преступника 279
Глава 10. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ)
§ 1. Понятие, психологическая характеристика группы 286
§ 2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности 290
Раздел четвертый ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Глава 11. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЕГО ЛИЧНОСТИ
§ 1. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста 306
§ 2. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста . 311
§ 3. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста 315
§ 4. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности 324
Глава 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА 344
§ 1. Психология осмотра места происшествия 345
§ 2. Психология проведения обыска 358
§ 3. Психология предъявления для опознания 362
§ 4. Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте) 368
Глава 13. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)
§ 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста 373
§ 2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения 375
§ 3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста 398
Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА
§ 1. Общие социально-психологические условия ведения допроса 407
§ 2. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации 412
§ 3. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации 416
§ 4. Психология допроса на очной ставке 428
§ 5. Психологические особенности допроса несовершеннолетних 432
Глава 15. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
§ 1. Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста 439
§ 2. Психологические особенности принятия решений юристом 446
Глава 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА
§ I. Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности 459
§ 2. Коммуникативная подструктура деятельности суда 462
§ 3. Психологические особенности принятия решений судьей 470
ПРИЛОЖЕНИЕ. Учебная программа по курсу «Юридическая психология», 476

Рекомендуем прочесть:  Как приставы определят нужное им оборудовпние доя наложения ареста

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

Психологические свойства: развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.;

Преодоление отрицательных психических состояний и предупреждение профессиональной деформации сотрудника УИС

Для создания положительных психологических состояний у сотрудников немаловажная роль принадлежит тому, какова система взаимоотношений руководителей с подчиненными. Там, где преобладает в руководстве людьми администрирование, окрик, угрозы, создается обстановка напряженности, которая обязательно приводит к понижению производительности труда. Отмечено, что там, где человек приступает к работе после нервной встряски в результате «разноса», производительность его труда уменьшаетя на 9-11%. И наоборот, положительный отзыв руково­дителя о подчиненном, если он этого заслуживает, оказание доверия, помощи приводит к улучшению деятельности на 86-90%. Вот какова цена психических состояний!

Поэтому, когда говорим о психических состояниях со­трудников, о том, какими они могут быть, как они влияют на результаты их профессиональной деятельности, обязатель­но должны принимать во внимание и вопросы управления их психическими состояниями.

СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В УГОЛОВНОМ

Психологи и психиатры определяют аффект, как кратковременный и чрезвычайно сильный эмоциональный разряд, возникающий в экстремальных условиях, когда субъект не справляется с ситуацией. В отличие от физиологического (эмоционального) стресса (от англ. «Stress”- напряжение, термин введен впервые Гансом Селье в 1936 г.), аффект сопровождается таким чрезмерным нервно-психическим перевозбуждением, которое приводит к временной дезорганизации сознания и крайней активизации импульсивных действий. В стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение субъекта при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Кроме того, в состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое- либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.

Способы преодоления отрицательных

Такие занятия, увлечения, безусловно, есть почти у каждого. Ну а если их нет, делайте любую посильную работу (эффект «смещенной ак­тивности», «замещающих» действий по 3. Фрейду), которая всегда най­дется дома: мойте посуду, убирайте квартиру и т.д. Подобная физичес­кая активность в стрессогенных ситуациях выполняет роль своеобраз­ного громоотвода, помогающего отвлечься от внутреннего перенапря­жения. В конце концов, сходите на выставку, в театр, просто прогуляй­тесь, поболтайте с приятелем. Подумайте о чем-либо приятном, что есть или было в вашей жизни. Иногда одного сравнения ваших проблем в этот момент с проблемами других людей хватает, чтобы понять, что не все так уж плохо и безнадежно, как, может быть, кажется.

— Я верю в твой успех, ты молодец! — как часто такие слова, ска­занные матерью сыну, женой мужу, просто другом, побуждают нас до­биваться того, чего бы мы никогда не достигли, не будь этой психологи­ческой поддержки со стороны близких людей.

Деятельности юриста

Все это объясняет достаточно широкую распространенность среди работников правоохранительных органов различных психосоматичес­ких расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием отрица­тельных эмоций и состояний, которые можно было бы значительно уменьшить, если бы сами юристы умели использовать естественные за­щитные механизмы своей психики от возрастающего давления нервно-психических перегрузок, владели бы достаточно простыми и в то же время доступными приемами нейтрализации ситуативной усталости, снятия психического напряжения (релаксации).

1 Более подробные рекомендации содержатся в различной справочной литературе. См. например: Леонова А.Б., Кузнецова А С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993: Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог СПб . 1994; Стресс жизни: Сборник. ТОО «Лейла». СПб., 1994; Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочув­ствие за 3 минуты. М., 1993; Рейф И.Е. Полчаса, побеждающие усталость. М., 1994.

Adblock detector