Вольтер И Его Политические Идеи

Вольтер И Его Политические Идеи

Наряду с Монтескье большое влияние на политическую жизнь Франции оказал Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778 гг.), известный как Вольтер. Он самый выдающийся из просветителей. Сила Вольтера как мыслителя – в просвещении общества, в критике феодального строя, деспотизма, католической церкви. Он боролся против судебного произвола, требовал уничтожения сословных привилегий духовенства и дворян, выступал за свободу и равенство граждан перед законом. Его сатира и насмешки были убийственны для власти.

В результате сочинения Вольтера получили широкую известность во всей Европе, в т.ч. и в России, послужили распространению передовых политических идей. Он, как и Монтескье, сторонник и теоретик конституционной монархии во главе с «просвещенным монархом» (философом), способным перестроить общество путем либеральных и просвещенных реформ. Одновременно он беспощадный, едкий критик старых феодальных порядков и попутно атеист. «Вольтерианство» ассоциировалось в Европе со свободомыслием и служило делу свободы и гуманизма. В России же ХIX века оно стало пугалом и оскорблением.

Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

Причиной всех социальных зол философ считал засилье невежества, суеверий и предрассудков, которые подавляли разум. Все это шло от Церкви и католицизма. Именно поэтому в своем творчестве просветитель борется со священнослужителями, религиозными преследованиями и фанатизмом.

Великий философ не оставил после себя специальных трудов по политике и юриспруденции. Однако политические и правовые взгляды Вольтера заслуживают особого внимания. Все его мысли по поводу государства, права, закона размещены в различных произведениях.

Реферат Политические идеи Вольтера

Честь быть одним из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) – великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, подобных тем, что создали до него, например, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескьё и Ж. Ж. Руссо, а его взгляды на политику, государство, право и закон разрознены в многочисленных произведениях мыслителя, соседствуя с рассуждениями на иные темы.
Цель работы – изучить политические идеи Вольтера.
Задачи работы:
1. Дать общее представление о жизнедеятельности Вольтера, отразив ключевые моменты его биографии, повлиявшие на становление и развитие его взглядов.
2. Определить особенности мировоззрения Вольтера, обратив первую очередь на его политические воззрения, оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие просветительской мысли в Европе и не только.

1. Вольтер. Философские письма. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 217 с.
2. Вольтер. Философские сочинения. – М.: Наука. 1988. – 751 с.
3. Длугач, Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества) / Т.Б. Длугач. – М.: ИФ РАН, 2006. – 251 с.
4. История французской литературы / под ред. И.И. Анисимова, С.С. Мокульского, А.А. Смирнова. – репринтное издание. – М.: Директ-Медиа, 2014. – Т. I. С древнейших времен до революции 1789. – 808 с.
5. Каренин, И.М. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность / И.М. Каренин. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 94 с.
6. Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. – М.: Мысль, 1978. – 223 с.
7. Политические учения: от Средневековья – до Нового времени. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 645 с.
8. Шахов, А. Вольтер и его время. / А. Шахов. – Санкт-Петербург: Тип. Тренке и Фюсно, 1907. – 357 с.

Глава 12

Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлении, нравов, традиций.

В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека». Равен-

Политико-правовая программа Вольтера

Вольтер — сторонник «просвещённого» абсолютизма. Он считал, что «просвещённый» король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную программу реформ. «Самое счастливое время, когда государь — философ». Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещённому» монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих поданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Мачин И. Ф. История политических и правовых учений, 2007. С 144. Нельзя не видеть, однако, симпатий Вольтера к английскому государственному строю, к конституционной монархии, которой, по мысли Вольтера, «просвещённый» абсолютизм должен был в результате реформ, без революции, уступить место.

Рекомендуем прочесть:  Тел Организации По Обслуживанию Антен Общего Пользования Юао Г Москвы

Вольтер был убеждён в том, что политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. О массах он говорил свысока, обнаруживая полное неверие в силы и способности народа. Активность масс пугала Вольтера: «Когда чернь примется рассуждать, всё погибло». Утопический социализм, Издательство политической литературы, М., 1982г. С.177.

Вольтер И Его Политические Идеи

Его идеи, публично обличавшие произвол и сеявшие инакомыслие и вольнодумство, не вписывались в консервативно-клерикальную идеологию французского абсолютизма. В своих язвительных брошюрах он призывал смелых просветителей взяться за дело разоблачения глупцов и фанатиков, приверженцев идеологии римско- католической церкви. «Обрушьтесь, — писал он, — на их пошлую декламацию, на жалкие софизмы, на лживые искажения истории, на противоречия и бесчисленные нелепости. Воспрепятствуйте тому, чтобы люди, обладающие здравым смыслом, становились рабами тех, кто его лишен: грядущее поколение будет вам обязано разумом и свободой» [1] .

Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) (Вольтер — псевдоним) — французский философ-просветитель, политический мыслитель, историк, правовед, писатель. Родился в Париже в семье знатного дворянина, имевшего широкие связи с оппозиционно настроенной светской и духовной аристократией. Обучался в колледже, руководимом иезуитами, но благодаря аббату де Шатонефу, оказавшему на юношу сильное влияние в духе вольнодумия, Аруэ соединил нравственную внутреннюю антирелигиозность с политическим свободомыслием.

ТРАМП: НАУЧИТСЯ ЖИТЬ ПО-ЛЮДСКИ…

В 1975 году Хельсинским актом была провозглашена нерушимость границ в Европе. И в 1975, и в 1989 граница государства со столицей в Москве проходила западнее Львова. Ныне она проходит восточнее Харькова. Россия не только не перешла свою международно-признанную западную границу, но и откатилась на тысячи километров к востоку. Совершенно очевидно, что агрессивный украинский фашизм вёл и ведёт бескомпромиссную борьбу на геополитическое уничтожение России и физическое уничтожение русских. Это ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, которую может наблюдать любой, просто положив перед собой несколько карт из школьного атласа по истории ХХ века…

Россия не могла напасть на Украину – потому что Украина является частью России. В объективной реальности на Россию напал (и уже давно) украинский фашизм, который около 100 лет ведёт «натиск на Восток», используя для этого все враждебные России и русским инструменты.

Вольтер И Его Политические Идеи

Вольтера Кратко
о философии Вольтера можно сказать так
– он был сторонником эмпиризма. В
некоторых своих трудах он пропагандировал
учение английского философа Локка. При
этом он был противником французской
материалистической школы. Свои важнейшие
философские статьи он издал в «Карманном
философском словаре». В этом труде он
выступил против идеализма и религии.
Опирался Вольтер на научные познания
своего времени. Основные взгляды Вольтера
относительно человека сводятся к тому,
что каждый должен иметь естественные
права: свободу; безопасность; равенство;
собственность. Однако естественные
права должны быть ограждены позитивными
законами, поскольку «люди злы». При этом
многие законы такого рода философ
признавал несправедливыми.
Социально-философские
взгляды

Причиной
всех социальных зол философ считал
засилье невежества, суеверий и
предрассудков, которые подавляли разум.
Все это шло от Церкви и католицизма.
Именно поэтому в своем творчестве
просветитель борется со священнослужителями,
религиозными преследованиями и
фанатизмом. Последний, насаждающийся
Церковью, умерщвляет свободу совести
и слова. А это является жизнетворным
началом любой свободы. При этом Вольтер
не отвергал существование Бога и
необходимость религии. Основная идея
Вольтера не была демократичной.
Просвещение не было рассчитано на
простых рабочих. Философ не почитал
людей физического труда, поэтому в своей
идее он не брал их во внимание. Более
того, больше всего он боялся народовластия.
В этом Вольтер и его политические идеи
отличались от других представителей
того времени. Равенство людей он понимал
только в политико-юридическом смысле.
Все люди должны быть гражданами, которые
в равных правах зависят от законов и
защищены ими. При этом он считал, что
положение человека в обществе должно
зависеть от того, обладает ли он
имуществом. Например, право голоса
относительно общественного блага должно
быть только у собственников, а не у всех
простых людей. В судебном деле Вольтер
выступал за справедливое судопроизводство,
в котором будут участвовать адвокаты.
Пытки он не признавал и желал их отмены.
В плане государственного устройства
философ был сторонником абсолютной
монархии с просвещенным правителем во
главе. Однако ему также нравилась на
практике система правления в Англии.
Конституционная монархия и наличие
двух партий, которые способны следить
одна за другой, почитались Вольтером.
Как идеолог, мыслитель не создал
собственной политической теории. Однако
правовые взгляды Вольтера подготовили
почву для дальнейшего развития
политических и правовых учений.
Вольтеровские идеи в большей или меньшей
степени проникли во взгляды всех
французских просветителей.

Рекомендуем прочесть:  Должностные Обязанности Юриста В Управляющей Компании

Политические концепции Вольтера и Руссо

Вольтер. Естественное состояние общества- дикость и невежество. Он критиковал феодальный режим и призывал к уничтожению варварства. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, слова. Свое политические кредо выразил – «Лучшее правительство то, в котором подчиняются только законам».Ему импонировало общественно-политическое устройство в Англии – ограничение власти короля, парламентаризм. Резко критиковал различного рода злоупотребления церкви, но признавал необходимость веры в бога, как первого двигателя вселенной. По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен лишь при помощи разума, права, науки и образования. Человек способен к бесконечному развитию и совершенствованию в своей деятельности, но частная собственность делает людей неравными, пораждает зависть и вражде между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства, справедливости и солидарности. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия. Предлагал осуществить реформы законодательства через просвещенного монарха. Имущественное неравенство- хорошо, так как больше богатых, богаче общество. Предлагал ввести призумцию невиновности, недопустимость пыток, гласность суда.

Руссо. Он утверждал, что наука, письменность и искусство являются худшими врагами морали и создавая бедность, являются источниками рабства. Наука и добродетель – не совместимы. Происхождение гражданского общества и последующего социального неравенства следует искать в частной собственности. Защищал демократию и отрицал священное право королей. Под демократией он понимал прямое участие каждого гражданина в управлении государством. Говорил о референдуме- общая воля всех граждан, каждый из которых высказал свою волю. Верховная власть – не монарх или правительство, а общество, в его коллективной, законодательной правоспособности. Верховная власть не должна давать каких-либо гарантий своим подданным, т.к. она не может иметь каких-либо интересов им самим, т.о. воля верховной власть – всеобщая воля. Первое появляется имущественное неравенство, потом частная собственность и поэтому возникает социальное неравенство. В итоге все это приводит к неравенству политическому(умные и богатые предлагают законы, благоприятсвющие им) и появляется государство. Руссо считал первобытных людей- «золотым веком человечества», так как у них было равенство и свобода. Руссо говорил об эгалитаризме- равенстве политическом, правовом и экономическом. Обладание только той частной собственности, которую люди сами заработали без эксплуатации людей. Признаки хорошего правления: граждане данной страны плодятся и множатся; люди бегут на общие собрания.

Политические и правовые взгляды Вольтера (стр

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.

Политические идеи Вольтера

Наряду с Монтескье большое влияние на политическую жизнь Франции оказал Франсуа Мари Аруэ (1694 — 1778 гг.), известный как Вольтер. Он самый выдающийся из просветителей. Сила Вольтера как мыслителя — в просвещении общества, в критике феодального строя, деспотизма, католической церкви. Он боролся против судебного произвола, требовал уничтожения сословных привилегий духовенства и дворян, выступал за свободу и равенство граждан перед законом. Его сатира и насмешки были убийственны для власти.

В результате сочинения Вольтера получили широкую известность во всей Европе, в т.ч. и в России, послужили распространению передовых политических идей. Он, как и Монтескье, сторонник и теоретик конституционной монархии во главе с «просвещенным монархом» (философом), способным перестроить общество путем либеральных и просвещенных реформ. Одновременно он беспощадный, едкий критик старых феодальных порядков и попутно атеист. «Вольтерианство» ассоциировалось в Европе со свободомыслием и служило делу свободы и гуманизма. В России же ХIX века оно стало пугалом и оскорблением.

Реферат — Политико–правовые воззрения Вольтера

Идейные источники современных политических доктрин. Политические идеи Древнего Востока и Греции. Развитие капиталистических отношений. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени. Политическая мысль США в период борьбы за независимость.

Рекомендуем прочесть:  Сущность Мошенничества В Банковской Сфере

Возникновение и специфика российской политической мысли, ее основные направления развития и влияние французского просвещения, схожесть с западной политической мыслью. Либеральная политическая мысль, русский консерватизм, политический радикализм.

ВОЛЬТЕР (1694–1778)

Работы Вольтера столь многочисленны, что в короткой статье было бы очень трудно перечислить даже крупные. Основные идеи, проповедуемые им при жизни, важнее заглавий. Одним из самых сильных убеждений Вольтера была свобода слова и печати. Часто ему приписывают фразу: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до смерти защищать ваше право сказать это». Хотя он никогда не произносил именно этих слов, они точно выражают его отношение к данному вопросу. Другим ведущим принципом Вольтера была убежденность в свободе вероисповедания. Всю свою жизнь он твердо протестовал против религиозного насилия и преследования. Хотя Вольтер верил в Бога, он протестовал против многих религиозных догм и постоянно утверждал, что организованная религия была в основном обманом.

Вполне естественно, Вольтер никогда не верил, будто титулованные французские аристократы были умнее или лучше его самого, и слушатели философа узнали, что так называемое «божественное право королей» — большая глупость. Хотя сам Вольтер был далек от современной демократии (он предпочитал сильную, но просвещенную монархию), основная масса его идей явно противоречила любой форме иерархического правления. Следовательно, не удивительно, что большинство последователей Вольтера пришли к принятию демократии. Его политические и религиозные идеи являлись, таким образом, главным течением во французском Просвещении, и существенная их часть была позаимствована для французской революции 1789 года. Сам Вольтер не был ученым, но интересовался наукой и был горячим сторонником эмпирических взглядов Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка. Еще он был серьезным и способным историком. Одним из его наиболее важных трудов была всемирная история «Эссе об обычаях и духе наций». Эта книга отличается от большинства предыдущих работ по истории в двух аспектах: первый — Вольтер признавал, что Европа являлась всего лишь малой частью мира, и, следовательно, посвятил значительную часть своего труда азиатской истории, второй — он разделял взгляд, что история культуры в целом важнее политической истории. Таким образом, его книга больше касалась социальных и экономических условий, а также развития искусств, чем королей и развязанных ими войн.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВОЛЬТЕРА

1 Вольтер(настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) родился в семье парижского нота­риуса. Уже в колледже проявил незаурядный литературный талант. За острые обли­чительные статьи и стихи, выпады против абсолютизма был дважды заключен в Бас­тилию (в 1717 и 1726 гг.), а затем выслан из Франции. В 1726—1729 гг. жил в Лондоне. Вернувшись из Англии, опубликовал «Философские письма», обличавшие феодальный строй и пропагандировавшие передовые идеи из английских учений, ли­беральные порядки и государственное устройство Англии, «Трактат о метафизике» и ряд других произведений. Активно сотрудничал в «Энциклопедии», возглавляемой Д.Дидро. Разящая ирония Вольтера, его критические стрелы были направлены против схоластики, католической церкви, феодального деспотизма и крепостничества.

И последнее. «Подобно тому, — писал философ, — как самым большим физическим злом является смерть, так самым большим моральным злом является, конечно, война». Он осуждал войны, вле­кущие за собою все преступления, грабежи, опустошения, смерть. Однако оправдывал войны ради свободы,писал: «Небо дозволяет войны для дела свободы».

Вольтер И Его Политические Идеи

Псевдоним Франсуа-Мари Аруэ, философа и писателя, стоявшего во главе просветительского движения во Франции. В течение ряда десятилетий он был «властителем дум» не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Обладая острым умом, блестящим даром сатирика, многосторонней эрудицией и страстным политическим темпераментом, Вольтер своими философскими, историческими, публицистическими и художественными произведениями наносил сокрушительные удары по феодальным пережиткам и клерикальному мракобесию. Перу Вольтера принадлежат многочисленные поэмы, оды, послания, классические трагедии, философские повести. Он происходил из семьи парижского нотариуса и с молодых лет испытал на себе произвол дворянско-феодальной власти (однажды он был заключен в Бастилию, несколько раз должен был тайно бежать за границу).

В трагедиях Вольтера еще яснее, чем в поэзии, выступает трансформация принципов классицизма в духе новых просветительских задач. По своим эстетическим взглядам Вольтер был классицистом. Он принимал в целом систему классицистской трагедии — высокий стиль, компактность композиции, соблюдение единств. Но вместе с тем его не удовлетворяло состояние современного трагедийного репертуара — вялость действия, статичность мизансцен, отсутствие всяких зрелищных эффектов

Adblock detector