Закрепление Варнового Строя В Законах Ману

Закрепление варнового строя в праве Древней Индии

Ману дают общее представление о судебном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Это — неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в торговом или другом объединении, неуплата жалованья, нарушение соглашения (спор хозяина с пастухом; спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад). Всего насчитывалось восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой.

Закрепление Варнового Строя В Законах Ману

М.з. прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Хотя М.з. как высшую норму провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой.

Воров, совершающих кражу ночью, царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй — руку и ногу, при третьей — казнили. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание,как и вор.

Законы Ману в древней Индии

Социально-экономическая история и культура, социальная стратификация Древней Индии. Общая характеристика законов Ману. Касты как основа формирования и расслоения общества. Структура древнеиндийского общества. Правовое положение высших и низших каст.

Изучение правовой системы восточных стран. Государственно-общественный строй и уголовное судопроизводство Древней Индии по Законам Ману. Аксиологические особенности религиозных и этических норм, закрепленных в законах в контексте теории «чистого права».

Вно-варновый строй в Индии

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецедив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Закрепление кастового строя в Индии по законам Ману

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы.

На собрании решение принималось голосованием: криком или участники расходились в разные стороны. Собрание проводилось 1 раз в месяц, плюс — чрезвычайные. Граждане-спартиаты принимали законы, избирали должност-ных лиц, решали вопросы войны и мира, союза с иными государствами, о наследовании должности вождя, определялось кому из 2-х вождей командо-вать войском в походе и пр.

Правовое положение отдельных групп населения в Древнеиндийском обществе по Законам Ману

3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

Период 560—527 гг. до н.э. — установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением си­стемы кредитования окончательно уничтожили родоплеменные пережитки, что закрепилось в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на 10 фил, и 50 представителей от каждого фила входили в ру­ководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.

Особенности варнового строя Древней Индии

Варна вайшиев составляла большинство населения Древней Индии. К ней принадлежали все свободные общинники, не вошедшие в первые две варны, т.е. земледельцы, ремесленники и торговцы, платившие налоги в пользу государства и содержавшие все индийское общество. В соответствии с Законами Many, члены варны вайшиев должны были пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров — тканей, драгоценных камней, зерна, скота и т.д., заботиться об увеличении своего имущества; главной их целью должно было стать приращение богатства. Несмотря на то, что вайшьи являлись основными производителями материальных благ, они так же, как брахманы и кшатрии, считались «дваждырожденными» (второе рождение определялось особым ритуалом посвящения, совершаемого с началом изучения священных книг).

Кармакары примыкали к категории неполноправных из числа рабов, они были либо представителями низших каст, либо изгоями, стоявшими вне кастового деления общества. К ним относились представители наемного труда — ремесленники, слуги, пастухи, батраки. В отличие от рабов с ними заключали договор найма, и их нельзя было продать.

Законы Ману

4) Варна шудры. Четвертую варну составляли шудры. В их среде — обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.

Было 7 способов возникновения права собственности — наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” — 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу.

Готовая контрольная работа

Исследование тенденций и закономерностей трудовой деятельности людей, создание высокоэффективного механизма стимулирования, квалификационного роста и направленности труда на получение высоких результатов .

Введение Актуальность Интерес к системам бюджетирования и финансового планирования в по-следнее время значительно вырос. Всего 2 года назад было проблематично найти информацию о специализированных системах .

Повышение оригинальности

Предметом данного исследования служат процессы образования системы варн у арийских племён и её интеграция на уже существовавшую кастовую сеть. Объект- генезис варно-кастового строя в древней Индии.
Данное исследование затрагивает процессы, относящиеся к периоду от II тысячелетия до нашей эры, продолжающиеся на протяжении всей истории Индии и не закончившиеся по сей день. Цель данной работы определить причины и процесс формирования касто-варновой системы в Индии. Главная задача изучить литературу по истории Древней Индии, ее социальному делению. Выявить причины расслоения общества на касты и варны, определить особенности каждой варны и их иерархию.
Социальная структура Индии является наиболее специфической и не имеющей аналогов. Ни одно общественное явление в Индии не вызывало такого интереса как касты. В той или иной мере элементы кастовости имелись у многих народов и в разные исторические эпохи. Вместе с тем касты иногда рассматриваются как явление чисто индийское. Это верно, так как нигде кастовая система ни приобрела столь законченной формы и не продержалась так долго.
Слово «каста», вошедшее во многие языки, португальского происхождения и первоначально означало «род», «порода». Наиболее распространенное индийское название данного института- jati (джати). Под ним подразумевают разнородные общественные объединения (профессиональные, религиозные, секты, племена).
Мнения учёных о возникновении и роли каст в Южной Азии различны. По этим вопросам нет согласия между советскими и западными исследователями. Роль кастового строя, как в древности, так и в процессе современного развития нередко недооценивалась, хотя и заслуживает пристального внимания.
Целостную картину генезиса кастового строя можно составить, только изучая все этапы её развития, вместе с эволюцией социально-экономического строя, а не какого-то одного этапа.
Результатом взаимодействия цивилизации Ариев и первобытной периферии Индских поселений было развитие, а затем, в ходе влияния государственно- классовых, экономических и идеологических факторов довольно длительное окостенение варновой системы. Варны — архаические сословия или социальные ранги, возникающие на стадии разложения первобытно-общинного строя с выделением нетрудовых функций, обычно военной и жреческой. Хотя варновая организация общества была распространена ариями, пришедшими в Индию, на всю территорию субконтинента, она словно была «наложена» сверху на уже существующую систему каст, организовав её сообразно с концепцией ритуальной чистоты. Потомки индо-ариев с помощью варн зафиксировали существующую кастовую ситуацию, придав ей вид системы.
Для Индии характерно наличие большого количества племён окружавших очаги цивилизации. Эти племена постепенно включились в классовое общество, знать одних племён осознавала своё сходство со знатью других. Но эти племена удерживали старые позиции, сохраняли традиции свойственные первобытному обществу. Это содействовало консервации общественных явлений. Происходило совмещение варварских порядков с социальной структурой развитых областей, в результате завоевания, и превращения варваров в господствующий слой этих областей, т.е. наблюдался своеобразный баланс сил, который приводил к «замораживанию» общественных норм.

Рекомендуем прочесть:  Положение О Пенсионном Проездном Билете В Орле

Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, по своему характеру являвшимися этическими, и закреплёнными моралью. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций — дхармасутр и дхармашастр. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману» (они носят имя мифического бога Ману). Точное время составления этих Законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.
Главными источниками по данной теме служат «Веды», «Законы Ману», «Вишну-Смрити» и «Дхармасутры»
«Законы Ману»- обширный сборник, приписываемый Ману, по брахманской традиции считавшемуся прародителем людей. На самом же деле они являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Сборник составлялся в течение нескольких веков, поэтому в нём наряду со сравнительно поздними статьями отражаются отношения более раннего времени.
«Законы Ману» состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в «Законах Ману» — закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью «Законов Ману» является религиозная окраска всех его положений.
В «Законах Ману» обожествляется царская власть, а не царь-человек, который может быть «глупым, жадным, необразованным», «приверженным к порокам». Лишь свободная воля индийских царей давала им, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ.
«Вишну-Смрити» является собранием афоризмов, посвящённых драхме. Данный текст был создан неизвестным автором, предположительно в первые века новой эры. Он представляет собой популярное изложение основного содержания «Законов Ману», «Яджнавалкьи» и других аналогичных памятников. Большая часть текста написана в виде лаконичных фраз-сутр. Построен текст в виде назидательной беседы, где один из наиболее уважаемых богов индуизма- Вишну даёт наставления богине Земли.
Принципиально новый этап в развитии социальной дифференциации в Древней Индии нашел отражение в дхармасутрах. В них говориться о четырех варнах — брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах, подчеркивается, что среди этих варн каждая предшествующая превосходит по рождению ту, которая следует за ней. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры отделены друг от друга четкими религиозно-правовыми границами. Сами дхармасутры были призваны к тому, чтобы узаконить эти границы, внушить людям их необходимость и святость. Те же цели преследовали и многочисленные религиозно-ритуальные ограничения, запреты, предписания.
«Шатапатхабрахмана» повествует, что Праджапати, создатель людей, породил несколько триад: первая — Бху, Бхувах, Свах; вторая — земля, небо и заключенная между ними атмосфера; третья — брахма, кшатра и виша, т. е. три варны; четвертая — он сам или Атман (душа), нраджа (народ) и скот. Триада вед не упоминается. «Тайттирийябрахмана» следует другой схеме и сообщает, что сначала был лишь Брахман, из которого появилось все. Далее в тексте говорится, что каждая веда породила варну: наиболее древняя из них, «Ригведа», — вайшьев, «Самаведа» — брахманов и «Яджурведа» — кшатриев. Эти сочинения не упоминают шудр в качестве четвертой варны.
Рассказ, содержащийся в «Тайттирийясамхите» «Яджурведы», дает более детализированное описание. Согласно ему Праджапати возымел желание творить, и тогда из его уст, груди и рук, чресл и ног образовались четыре варны. Особенность этого рассказа заключается в упоминании того, что каждая варна появилась с собственным божеством, с особым правилам составления гимнов, ритмом произнесения (чхандас) их и своим животным. Здесь следует подчеркнуть, что три первые варны получили божество, варна же шудр его ее имела. Остальное, а именно: чхандас, животное и штому — она, получила наравне с другими. Животным брахманов была коза (аджа), кшатрииев — овца (ави), вайшьев — корова, шудр — лошадь.
Великий Брахман создал шудру специально для того, чтобы он был дасья (подчинённым слоем) трех варн — свободных ариев. После этого, говорили они, община начала процветать и расти. Но то уже не была прежняя счастливая община. Возникновение рабства, трех высших варн и варны шудр, деление на классы и возникновение классовой борьбы было последним актом великого древнего Брахмана, первотворца — ЯджниПуруши. Открытие огня и приручение животных как бы воскресили умирающего Брахмана — Праджапати.
Среди дошедших до нас произведений древнеиндийской литературы особое место занимает «Артхашастра» — трактат об искусстве политики и управления государством. Традиция приписывает его составление Каутилье — советнику царя Чандрагупты, основателя династии Маурьев, о внуке которого — Ашоке — упоминалось выше. В противоположность произведениям ведийской литературы и дхармашастрам Каутилья представляет «чистое», ортодоксальное общество состоящим не из трех, а из четырех варн. Члены последней, очевидно, совершали священные обряды и руководствовались предписаниями индуизма.
До сих пор понимание отдельных частей текста остается спорным или предположительным, поэтому в данной работе приведены наравне все найденные интерпретации «Артхашастры» различными авторами, занимавшимися данной проблемой расшифровки, перевода и толкования текстов, равно как и других памятников древней индийской литературы. Сохранившиеся от далекого прошлого литературные тексты имеют большей частью религиозно-философское или ритуальное содержание, источников документального характера от древности почти не осталось. Сведения «Артхашастры» о конкретных кастах не представляют большого интереса. Здесь приводятся лишь те их наименования, которые принято было перечислять при описании «процесса смешения варн». Обычно это древнейшие названия, встречающиеся в ведийской литературе. На их примере воссоздается самая общая модель касты и кастового порядка в целом.
О варнах в трактате сказано мало. Упоминается четырехварновое общество — «чатурварнья», члены которого именуются «арии» и противопоставляются варварам (млеччхам), лесным племенам (атави), низшим (авара), нечистым (амедхья), низким (нича), чандалам, швапакам , «живущим на окраине», рабам. Чандалов и других представителей низших варн допустимо считать неприкасаемыми. Из отдельных варн довольно часто называются брахманы. Обычно употребляются несколько неопределенные слова «равный», «высший», «низкий», возможно означающие не только варновую принадлежность, но и на кастовое разделение внутри варны. Для указания на варновое происхождение используется термин «пракрити».
Индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» (девараджи) предписывала ему выполнение особой «дхармы». Одна из главных обязанностей — охрана подданных. Защищая народ, царь мог заставить его платить налог — бали. Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, «приношения плодов» и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов.
Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений.
Таким образом, рассмотрев некоторые источники, мы можем сделать вывод, что все они носят религиозный характер, т.к. их составители – брахманы. При помощи религии, и того, что только они в силу своей грамотности могли составлять тексты, брахманы закрепляют привилегированное положение трёх высших варн индийском обществе.
Историография:
Зарубежная
Индология сформировалась в Европе в начале XIX в.
Толчок к изучению Индии был дан в конце XVIII в., когда в связи с решением административно-правовых вопросов английские чиновники обратились к изучению памятников на санскрите. Англичане У. Джонс, Г. Колбрук познакомили Европу с санскритом и образцами древнеиндийской словесности. Вообще Индология (наука, изучающая Индию) возникла из лингвистики, и стимулировалось широким распространением сравнительно-исторического языкознания, базировавшегося на изучении санскрита.
Двое немецких учёных Ф. Шлегелб и Ф. Бопп занимались сопоставлением индоевропейских языков, и вскоре санскрит стал важнейшим объектом изучения на кафедрах сравнительного языкознания, появившихся в крупнейших университетах Европы и США. Результатом явилось всестороннее исследование грамматического строя санскрита — работы Т. Бенфея, Б. Дельбрюка . Прикладное направление индологии, развивавшееся преимущественно в самой Индии, вытекало из интересов и потребностей колониальной администрации. Были созданы сравнительные и исторические грамматики новых индоарийских языков — индийского учёного Р. Г. Бхандаркара, британцев Дж. Бимс, Р. Хёрнле, С. Келлогг, Д. Косамби Э. Трумп. — и дравидийских языков — Р. Колдуэлл.
Но именно 20 век – век прорыва в изучении социально-политических и экономических проблем Индии. Это было связано с освобождением Индии из колониальной зависимости, и возросшим интересом к политическому и культурному прошлому страны. Всё больше места в индологической литературе занимают монографические исследования отдельных проблем и капитальные обобщающие труды. Большие успехи достигнуты в изучении истории: «Кембриджская история Индии» (6 тт., 1922—37), написанная крупными английскими индологами Дж. Алланом, У. Хейгом и др.
Индийскими учёными в 50—60-х гг. создана под главной редакцией Р. Ч. Маджумдара многотомная «История и культура индийского народа», которой предшествовал широкий круг частных исследований (труды У. Гхошала, Д. Д. Косамби, Р. Мукерджи, К. Паниккара, К. Нилаканта Шастри и др.). Успехи историков опираются на серьёзные достижения археологии (важнейшее из них — открытие цивилизации долины Инда, III—II-е тыс. до н. э.).
Российская дореволюционная
Первым русским индологом был Г. С. Лебедев, оставивший описание быта и обычаев индийцев и грамматику калькуттского жаргона хиндустани. С середины 19 в. в Академии Наук и ряде университетов развивается изучение санскрита (Р. Х. Ленц, О. Бётлингк, П. Я. Петров, К. А. Коссович, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.). Выдающийся индолог, занявшийся палийским буддизмом, П. Минаев и китаист В. П. Васильев создали русскую буддологическую школу, завоевавшую мировое признание благодаря трудам С. Ф. Ольденбурга и Ф. Щербатского, организовавших для публикации севернобуддийских текстов серию «Bibliotheca Buddhica» (с 1897).
Советская
В СССР наряду с учёными лингвистами, изучающими санскрит: П. Г. Риттер, Д. Н. Кудрявский, Р. О. Шор, Б. Л. Смирнов, В. С. Воробьёв-Десятовский, В. Кальянов, А. Я. Сыркин, Д. Серебряков, В. Г. Эрман, П. А. Гринцер, Т. Я. Елизаренкова, широко развивается изучение Индии как в филологическом: А. П. Баранников, В. М. Бескровный, Е. П. Челышев, В. А. Новикова, Е. М. Быкова, Е. В. Паевская, М. С. Андронов, Т. Е. Катенина, З. М. Дымщиц, А. Н. Шаматов, так и в историческом, социально-политическом, экономическом аспектах: М. Рейснер, А. М. Осипов, В. В. Балабушевич, К. А. Антонова, А. М. Дьяков, Р. А. Ульяновский, С. М. Мельман, Е. Я. Люстерник, М. К. Кудрявцев, Г. Г. Котовский, Э. Н. Комаров, Г. К. Широков, А. Левковский, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин, [11] Н. П. Аникеев, К. З. Ашрафян, Л. Б. Алаев, В. Павлов и др.
Сфера исследования неуклонно расширялась как хронологически, так и регионально, что выразилось, в частности, в быстром развитии дравидологии. Созданы четырёхтомная история Индии, словари и грамматики основных языков, очерки развития ряда литератур, массовыми тиражами издаются переводы произведений классической и современной литературы. В последние годы как самостоятельная область исследования из индологии выделилось пакистановедение: Ю. В. Ганковский, Л. Р. Гордон-Полонская, В. Москаленко.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать бик сбербанка через сбербанк онлайн

В современной западноевропейской науке заняла теория, согласно которой решающую роль в возникновении варн сыграли этнические и расовые взаимодействия.
В соответствии с данной теорией арийские завоеватели, осознавая своё этническое превосходство, вторглись в Индию, поработили местное население, и свели его статус к уровню религиозно не чистых рабов и земледельцев. Не желая смешения своей «чистой» крови, они установили социальные рамки — запрет смешанных браков, ограничения в религиозном обряде и т.д. Присвоили себе исключительное право на занятия военным делом, участием в общественной и политической жизни.
В защиту данной теории приводятся отрывки из «Ригведы», в которых авторы гимнов упоминали автохтонное население. Они «чёрные» (I. 130.8) в противоположность своим, «светлым» (I.100.8). Эти характеристики людей относятся к разному времени и к разным племенам. Но западные учёные относят их для всего «неарийского» населения [7;163].
Также в подтверждение данной теории может служить один из переводов слова «варна» — «цвет», который толкуется как цвет кожи: белого арийского и чёрного дравидийского.
Но данный аргумент и вообще всю теорию подвергли критики советские и индийские учёные,* которые считали, что при использовании слова «варна» речь шла ни о цвете именно кожи, а о цвете с которым ассоциировался определённый цвет: с брахманами – белый, с кшатриями – красный, с вайшьями – жёлтый, с шудрами – чёрный [12;26- 37].
У арийских завоевателей белый цвет отождествлялся с нравственной чистотой, красный- с войной и властью, жёлтый- с простым свободным трудом, чёрный с порочностью и невежеством. Такой же смысл несла и символика древнеиндийских варн.
Но ведь и деление внутри арийского племени на брахманов, кшатриев и вайшьев совершилось ранее, чем образовалась варна шудр. Данные об этом содержатся в древних источниках.
Соответственно, данная теория не вполне объективна. Известно, что расизм возник лишь в новое время (в период колониализма). Предписывание древним племенам расистских убеждений — это накладывание современного явления на древность, что нельзя считать научным подходом[7;163].

Рекомендуем прочесть:  Договор С Партнерами Аижк

Законы Ману

Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности насильственного захвата власти и установления тирании Клисфен ввел особую процедуру — остракизм (голосование на черепках). В народном собрании периодически ставился вопрос: есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку? Если на этот вопрос звучали утвердительные ответы, то проводилось голосование путем записи имен на осколках глиняной посуды. Если при подсчете голосов выяснялось, что одно и то же имя встречается 6 тыс. раз, то этого человека изгоняли из Афин на 10 лет без конфискации имущества.

Занимая господствующее положение в родовых союзах, аристократия держала под своим контролем всю массу демоса. Против этой политической организации Клисфен и направил свой главный удар. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам — демам. Филы, учрежденные Клисфеном, не имели никакого отношения к старым родовым филам. Более того, они были составлены с таким расчетом, чтобы лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были впредь политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «смешал все население Аттики», не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Таким образом, ему удалось решить одновременно три важные задачи: 1> афинский демос, и, прежде всего крестьянство, составлявшее весьма значительную и вместе с тем наиболее консервативную его часть, был освобожден из-под древних родовых традиций, на которых основывалось политическое влияние знати; 2) были прекращены нередко возникавшие распри между отдельными родовыми союзами, угрожавшие внутреннему единству афинского государства; 3) были привлечены к участию в политической жизни те, кто до этого стоял вне фратрий и фил и в силу этого не пользовался гражданскими правами.

Законы Ману

Вместе с тем при определении наказание за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.

Законы Ману дают представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. В судопроизводство Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства.

Курсовая работа — Варновый строй — файл

В период после Маурьев теоретически гегемония брахманов была установлена в большей части Индии, фактически же варна кшатриев занимала приблизительно такое же положение или даже более высокое. В древней Индии воинское сословие, начиная с великих императоров и кончая мелкими вождями, пополнялось из всех этнических групп и социальных слоев, и таким путем все завоеватели Индии вплоть до мусульманского вторжения получали свое место в социальной иерархии. Обо всех воинственных народах, живущих на периферии арийской цивилизации,- греках (явана), скифах (шака), парфянах (пахлава) — Ману отзывается как о кшатриях, которые утратили благородство вследствие пренебрежения к священному закону, но которые могут снова войти в лоно ариев, если вернутся к праведному образу жизни и принесут необходимые покаянные жертвы. Подобное условие может быть отнесено почти ко всем народам-завоевателям, и раджпуты, которые в позднейшие времена были наиболее типичными кшатриями, в значительной части происходили от таких завоевателей.

Среди других дхармашастр 1 бесспорный авторитет имеют Законы Ману, написанные в «стихах», в популярной, дидактической форме, которая получила широкое распространение как в Индии, так и за ее пределами и оказала глубокое влияние на индийскую культуру. Дхарма — это норма поведения правоверного индуса, которая включает в себя одновременно религиозное, моральное и правовое содержание. Но отсюда не следует, что дхармашастры не являлись источником действовавшего права. Этот источник права отчетливо закрепил и довел до нас содержание и форму социальных норм первобытной формации, где социальные нормы представляли собой так называемые мононормы, которые не были расчленены на моральные, обычные и религиозные нормы.

Adblock detector