Уголовноправовая Доктрина Российской Федерации

Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации

6. Достижение этих целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных
задач уголовно-правовой политики, которые на современном этапе общественного
развития состоят в том, чтобы:

  • с учетом требований правовой определенности и правовой стабильности нормативно зафиксировать не допускающие расширительного толкования признаки и границы поведения, признаваемого преступным;
  • обеспечить адекватность уголовного законодательства актуальным криминальным угрозам и ведущим тенденциям в развитии преступности;
  • добиться полного соответствия уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам прав человека и безопасности;
  • развивать основу и механизмы гармонизации и унификации уголовного законодательства в рамках международного сотрудничества Российской Федерации с иными государствами;
  • обеспечить надежные гарантии незыблемости права государства на применение мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших преступления,

и гарантировать безопасность уголовно-правового суверенитета государства от внешних и внутренних угроз;

  • гарантировать права и законные интересы лиц, потерпевших от преступлений, обеспечить их безопасность, создать условия для максимально полной реализации прав человека на доступ к правосудию, справедливый суд и компенсацию причиненного преступлением вреда;
  • модернизировать систему уголовно-правовых последствий совершения преступлений с учетом необходимости одновременного решения карательных, восстановительных, социально-реинтеграционных и превентивных задач;
  • достичь качественного улучшения реального состояния преступности, в том числе снижения объема и уровня общественной опасности отдельных ее видов: террористической, рецидивной, организованной, насильственной, корыстной, преступности несовершеннолетних.

^ III. Основные направления уголовно-правовой политики

и безопасности, оптимизировать и привести в соответствие с криминологической ситуацией систему принципов, приоритетов и содержание Уголовного кодекса Российской Федерации, повысить эффективность механизма уголовно-правового регулирования.

Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности российской федерации

В третьем параграфе «Имплементация норм международного уголовного права в уголовном законодательстве Российской Федерации, направленном на обеспечение национальной безопасности» утверждается, что интеграция современной России в мировое сообщество обусловливает тесное взаимодействие ее внутригосударственного законодательства с международным правом. При этом прослеживается действие универсальной по характеру тенденции, выражающейся в возрастающем влиянии международного права на развитие и дальнейшее совершенствование российского уголовного законодательства. Участие России в международном сотрудничестве по противодействию и предупреждению преступности выражается в расширении круга уголовно наказуемых деяний и требует более полного учета в национальном уголовном законодательстве международно-правовых стандартов. Взаимодействие международного и внутригосударственного уголовного права становится сегодня одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на содержание уголовно-правовых норм национального законодательства.

Известно, что Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет правовые и организационные основы борьбы с этим общественно опасным явлением, субъектов борьбы, основы их взаимодействия и роль иных государственных и негосударственных органов и граждан в противодействии терроризму. Этот закон в значительной степени стимулирует борьбу с терроризмом в Российской Федерации. Ряд отраженных в нем концептуальных воззрений на проблему терроризма явились новацией в этой области.

Становление новой российской государственности: уголовно-правовая доктрина и разделение властей

2 законодательного требования. Так, ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Несмотря на относительно небольшой временной отрезок действия этого принципа в условиях России, правомерно говорить о том, что в целом он позитивно сказывается на процессе становления новой российской государственности, на построении и функционировании новых государственных институтов, на структурах политической власти. Исследования показывают, что сегодня практически все основные политические силы в России в той или иной мере признают историческую значимость и перспективность института разделения властей для организации полноценной жизнедеятельности общества. В литературе, в частности, отмечается позитивная роль механизма разделения властей в обеспечении процессов демократизации общественной жизни, в укреплении социальных и политических гарантий, препятствующих узурпации власти, для блокирования негативных подвижек в направлении тоталитаризма, произвола и несвободы 1. Между тем представляется, что влияние практической реализации принципа разделения властей на функционирование российской государственности указанными моментами не исчерпывается. Действительная роль этого нового для российской государственности явления (наряду, конечно, с другими социально-детерминирующими факторами, такими, например, как рыночно-ориентированная экономика, развитие гражданского общества и др.) сегодня может быть оценена не только на примере сферы политической, но и в области права, в сфере законодательной деятельности государства, в правотворчестве. В юридической литературе, например, уже отмечалась потребность в пересмотре доктринальных основ современного уголовного права 2. Учитывая это, есть достаточно серьезные основания обратиться к анализу влияния практики разделения властей на формирование новых подходов к уголовно-правовой доктрине в условиях становления новой российской государственности. Как известно, с 1 января 1996 г. вступил в законную силу и действует новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Значение этого важнейшего в условиях России источника уголовного права может быть определено, прежде всего, тем, что в нем 1 См. Энтин Л. M. Разделение властей Опыт современных государств М., С Красиков Ю.А. Доктрина русского уголовного права. Истоки и тенденции развития // Современные тенденции развития уголовной политики и уголовного законодательства. M., С

Рекомендуем прочесть:  Выдают Ли Бесплатно Жилье Пожарным И Мчсникам

1 А.К.Романов, кандидат юридических наук, Московская высшая школа социальных и экономических наук Становление новой российской государственности: уголовно-правовая доктрина и разделение властей Р азделение властей как политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти, практически в любом современном демократическом государстве находит сегодня самое широкое признание и поддержку. В России этот принцип возведен в ранг высшего 153

Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации: основные направления совершенствования уголовного закона и оптимизации мер противодействия преступности (в, ва, Криминологический журнал БГУЭП N 1 (27), I квартал 2014 г

Необходимость выработки в условиях современной модернизации правовой системы России концептуальных основ правовой политики подчеркивает Н.В.Исаков, указывающий на три основных составляющих: обоснование в концепции целей правовой политики; «адекватных цивилизованных средств» правовой политики; мер, направленных на достижение целей правовой политики [12, с. 120]. Принимая во внимание, что концепция правовой политики осуществляет консолидацию «идей стратегического характера», В.В.Трофимов указывает, что при создании концепции во главу угла должно быть поставлено научное обоснование «охраноспособных правовых разработок», использование апробированных правовых решений, с максимальной точностью прогнозирующих правовые последствия. Концептуальное оформление правовой политики требует разработки социально адекватных правовых решений, носящих характер «опережающего отражения» и вместе с тем являющихся «жизненно» (социально) применимыми, т.е. «признаваемыми непосредственными участниками правовой жизни (субъектами гражданского общества) и предрасположенными к воспроизводству в социально-интерактивных правовых субсистемах» [14, с. 101]. Определяя характер концептуальных правовых решений, А.В.Поляков подчеркивает органичность правовой политики, недопустимость случайных, поверхностных, частных интересов, влияния «модной идеологии» и приоритетность творческого совершенствования социальной жизни при помощи правовых средств [14, с. 102].

1. Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности / В.А.Авдеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2012. — N 4. — С. 21-28.

Психологический возраст в законодательстве и уголовно-правовой доктрине

Законодатель впервые в ст. 78 УК РК дает юридически обоснованное понятие категории несовершеннолетних, это — «лица, которым ко времени совершения преступления исполни­лось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».

Конвенция — не просто декларация, а международный дого­вор, признавая который страна должна соблюдать и выполнять ос­новные его требования, в том числе путем внесения дополнений и изменений в своё законодательство в целях защиты детей от вся­кого рода посягательств.

Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации

. минимизировать объемы усмотрения правоприменителя в решении вопроса об отграничении преступлений от непреступных деяний . оптимизировать объемы и пределы усмотрения суда .
Закон должен быть конкретным и не допускать каких-либо усмотрений вообще.

Законы написаны. Но сама исполнительная власть их не исполняет. Нужен жёсткий контроль над самой исполнительной властью, судьями, следственными комитетами и прокуратурой. Если судья, прокуратура или иной другой гос. исполнитель нарушил закон, который сам в первую очередь должен исполнять и блюсти, то его нужно строго наказывать. Гнать с лишением всех званий, лишение гос. пенсии, иск в пользу потерпевшего возложить на него в полном объёме и т.д. и т.п.

Софронов Евгений Петрович

Эмпирическую основу исследования составили данные уголовной статистики та. 1999 — 2003 гг., материалы судебной практики, результаты опроса 85 ученых и сотрудников правоприменительных органов (федеральных и мировых судей г. Москвы и г. Перми, сотрудников органов внутренних дел, практикующих юристов).

Теоретическая, нормативно-правовая и эмпирическая основа исследования. Фундаментализм и комплексный характер исследуемой проблематики обусловил необходимость в ходе поиска вариантов ее решения изучить труды многих специалистов социологической и юридической наук (общей и юридической социологии, философии и общей теории права, отраслевых наук — уголовного процесса, гражданского, налогового, уголовно-исполнительного, гражданско- и арбитражно-процессуального права и т.д.): С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, Ю.А. Замош-кина, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева, Н.С. Малеина, Л.Н. Масленниковой, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, Ю.П. Никифорова, Л.И. Петражицкого, Ю.А. Тихомирова, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича, Л.С. Явича, П.С. Яни и др.

ДОКТРИНА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Абдулвалиев Алмаз Фирзярович Суд как участник уголовного судопроизводства Специальность: 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Екатеринбург – 2010 2 Работа выполнена на кафедре уголовного процесса и криминалистики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тюменский государственный университет Научный руководитель . »

Рекомендуем прочесть:  Кредитный Кооператив В Постсоветское Время

«КРАВЕЦ Иван Петрович ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РАССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ, СОВЕРШЕННЫХ ПОСРЕДСТВОМ ВЗРЫВОВ Специальности: 12.00.11 – судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности; 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2010 Работа выполнена на кафедре уголовно-правовых дисциплин НОУ ВПО Институт. »

Уголовно-правовая защита частного интереса в Российской Федерации Софронов Евгений Петрович

В ходе реформирования социально-правовой сферы актуализировались вопросы места уголовного права в регулировании и охране обоих из обозначенных типов интересов, о приоритетах в данной деятельности и их законодательном оформлении. Данные вопросы решаются ныне по-разному в теории, законодательстве и на правоприменительном уровне.

Цель и задачи исследования. Двуединая цель исследования: 1) развитие док-тринальной мысли об уголовно-правовой защите частного интереса в российской действительности; 2) выработка предложений по совершенствованию средств защиты частного интереса как одной из задач уголовного права.

НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Важной задачей науки уголовного права является разработка фундаментальных теоретических проблем, принципиальных основ уголовного права, его основных категорий и понятий (уголовный закон, преступление, наказание, уголовная ответственность, вменяемость, вина и т.д.). Без этого невозможно ни совершенствование уголовного законодательства, ни правильность его применения на практике.

ванных кадров юристов, отвечающих современным требованиям, — необходимое условие эффективной борьбы с преступностью. Задачей ученых-юристов, а также практических работников является правовая пропаганда и правовое воспитание населения.

Уголовно-правовая доктрина украины (проблемы развития)

Образцом уголовно-правовой доктрины может служить уголовно-правовая доктрина, сформулированная Чезаре Беккариа, которая и сегодня продолжает служить доктринальной основой уголовного законодательства и практики его применения в прогрессивных правовых системах стран мира.

В связи с необходимостью разработки современной уголовно-правовой доктрины Украины актуализируются проблемы, которые стояли перед Чезаре Беккариа, и особенно вопрос, который, по нашему мнению, можно сформулировать как «основной вопрос правоведения». Этот вопрос состоит в следующем: «Право — это произведение Природы или людей? А если того и другого, то какая роль Природы и какая роль людей в творении права?». Для решения «основного вопроса правоведения» полезным может быть обращение к следующей идее одного из сторонников идеи естественного права Гуго Гроция, который писал: «Многие до сих пор предпринимали попытку придать этой отрасли (юриспруденции — А.К.) научную форму, но никто не сумел сделать этого, да, по правде говоря, это и невозможно было выполнить иначе, как тщательно отделив то, что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы; на подобное обстоятельство до сей поры как раз и не было обращено должного внимания»1.

Уголовное право Российской Федерации

Наибольшей суровостью отличаются уголовные наказания, которые в зависимости от продолжительности делятся на срочные и бессрочные. К срочным относятся уголовное заключение и уголовное заточение на срок до 30 лет, к бессрочным — пожизненное уголовное заключение и пожизненное уголовное заточение. Минимум срочных уголовных наказаний УК Франции установил в 10 лет. Все названные виды лишения свободы могут быть назначены только в качестве основных наказаний. Смертная казнь во Франции отменена специальным законом в 1981 г.

В уголовно-правовой доктрине ФРГ необходимая оборона рассматривается как основание, исключающее ответственность. Согласно абз. 1 § 32 УК «кто совершает деяние, находясь в состоянии необходимой обороны, действует не противоправно». Определение необходимой обороны содержится в абз. 2 указанной статьи: «Необходимая оборона есть защита, которая требуется для того, чтобы отразить наличное противоправное нападение на себя или кого-либо другого». Целью необходимой обороны является «соблюдение преобладающих интересов», к которым относятся как собственные интересы лица, так и интересы третьих лиц.

Уголовно-правовая защита информации в ГАС Выборы как развитие положений доктрины информационной безопасности

— обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах «ГАС «Выборы», в соответствии с федеральными законами; — обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»; — применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС «Выборы»; — недопустимость подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет; — выделение организационных и технических мер обеспечения безопасности; — недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы». Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» создана в целях автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума в избирательной системе России, сокращения сроков подведения итогов голосования и затрат на проведение избирательных кампаний. Обращает на себя внимание также и то обстоятельство, что конструирование данного состава с использованием явно выраженных оценочных категорий не преследует цели указать на все уголовно наказуемые способы совершения рассматриваемого преступления. Естественно, это обстоятельство вовсе не означает, что данное деяние может быть совершено любым способом. Большая часть авторов просто констатируют, что воспрепятствование может быть осуществлено различными способами, действиями (бездействием) . ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2003. —————————————————————— См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков; Науч. ред. В. И. Лысенко. М.: Типография «Новости», 2003. С. 646.

Рекомендуем прочесть:  Договор Управления Мкд С Застройщиком

Указанное обстоятельство предопределило необходимость внесения изменений в действующее законодательство, в связи с чем Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 3. В ней предусматривается уголовная ответственность специального субъекта — должностных лиц — за преступление, которое посягает на законную деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума, работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». ——————————— СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2708.

Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности российской федерации 12

Наряду с этим, социальные и политические вопросы обеспечения национальной безопасности рассматривались в трудах И.М. Ашихмина, Д.Н. Демичева, В.В. Кириллова, А.Н. Коваленко, Б.Н. Макеева, В.В. Парфенова, Г.П. Серова, С.Н. Тихомирова, Н.Н. Худенко, С.А. Яскина. Разумеется, не стояли в стороне от этих проблем и криминалисты. В исследование криминологических и уголовно-правовых проблем обеспечения национальной безопасности внесли свой вклад такие ученые, как: А.Б. Антонов, В.Г. Балашов, М.М. Бабаев, А.И. Бойко, А.В. Виноградов, В.В. Гордиенко, А.В. Гыске, С.В. Дьяков, Н.Д. Казаков, С.А. Клименко, Д.А. Корецкий, С.Я. Лебедев, М.А. Лесков, Н.А. Лопашенко, С.Ф. Милюков, А.В. Наумов, А.С. Николайчук, В.А. Плешаков, Э.Ф. Побегайло, В.А. Прокофьев, Е.Н. Рахманова, В.Б. Рушайло, В.И. Тепечин, С.Г. Шабанов и др.

Степень разработанности темы исследования. Следует подчеркнуть, что за время проведения реформ правовая составляющая обеспечения национальной безопасности неоднократно подвергалась научному осмыслению. Правда, большей частью юридическая природа исследования проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до сих пор лежала в теоретическом поле конституционного и административного законодательства. Отдельные конституционно-правовые вопросы решения проблемы национальной безопасности рассматривались в трудах таких авторов, как: Л.И. Абалкина, Д.Г. Балуева, Е.Н. Ведуты, А.П. Герасимова, А.М. Демидова, С.А. Дзейтова, О.Л. Дубовик, О.А. Колобова, М.А. Лескова, А.Ф. Майдыкова, С.З. Павленко, А.И. Подберезкина, Э.А. Позднякова, М.И. Рыхтика, С.В. Соловьева, С.В. Степашина, Л.И. Шершенева, В.Л. Шульца, А.Ю. Шумилова и др. Административно-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности подвергали изучению исследователи: А.В. Васильев, И.И. Веремеенко, Б.Н. Габричидзе, Ю.А. Дмитриев, В.И. Ефимов, С.Э. Жилинский, И.Б. Кардашов, Е.И. Козлов, М.Н. Кузнецов, О.Е. Кутафин, Б.М. Лазарев, А.В. Макеев, Г.В. Мальцев, В.М. Манохин, В.С. Нерсесянц, С.М. Петров, В.А. Семенов, З.А. Станкевич, С.В. Степашин, Н.В. Черноголовкин, В.Л. Шульц, А.Ю. Шумилов, С.С. Юрьев, И.С. Яценко. и др.

Пояснительная записка уголовно-правовая политика Российской Федерации реализуется в условиях, когда в целом: консолидировано правовое пространство страны

2. Уголовно-правовая политика Российской Федерации выступает одним из направлений реализации государственной стратегии обеспечения криминологической безопасности и базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости ее основных положений с социальной политикой государства, а также политикой в области профилактики преступности, защиты и поддержки потерпевших от преступлений, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание.

В целях совершенствования организационных основ уголовно-правовой политики в качестве консультативного органа при Президенте Российской Федерации утверждается Совет по совершенствованию законодательства о противодействии преступности, обеспечивающий взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, научными учреждениями и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с совершенствованием уголовного и иного законодательства о противодействии преступности.

Adblock detector